Ву́ди А́ллен (англ. Woody Allen; настоящее имя А́ллен Стю́арт Кё́нигсберг, англ. Allen Stewart Konigsberg; по паспорту Хейвуд Аллен, род. 1935, Нью-Йорк) — американский кинорежиссёр, актёр-комик, продюсер, трёхкратный обладатель премии «Оскар». Известен также как писатель, автор многочисленных рассказов и пьес. Вуди Аллен — интеллектуал, знаток литературы и кинематографа, а также джазовый кларнетист.
Аллен заслужил признание публики своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, а также психологическими драмами, созданными не без влияния творчества Ингмара Бергмана. На стыке этих двух жанров, как считается, Аллен создал новый жанр — «интеллектуальную комедию». Кроме того, уважение его коллег вызывает сам огромный объём работы, проделанной им в кино, и высокая скорость производства фильмов.
Аллен, как правило, не только является режиссёром и сценаристом своих картин, но и снимается в них. Среди излюбленных тем его фильмов и многочисленных шуток — психоанализ и психоаналитики, секс и собственные еврейские корни. Особое место в его творчестве занимает город Нью-Йорк, в котором режиссёр прожил всю жизнь и который воспел в лучших своих картинах («Нью-Йоркская трилогия» — «Энни Холл», «Интерьеры», «Манхэттен» и др.).
Аллен родился и вырос в городе Нью-Йорк (в квартале Мидвуд в Бруклине) в еврейской семье. Дедушка и бабушка Аллена были эмигрантами, родными языками которых были идиш и немецкий. Его мать Нетти работала бухгалтером в семейном кондитерском магазине, а отец — Мартин Кёнигсберг — владел профессиями официанта и гравёра-ювелира. Оба его родителя родились и выросли в квартале Нижний Ист-энд, на Манхэттене.
У Аллена также есть младшая сестра Летти (родилась в 1943).
Аллен с детства говорил на идише и первые восемь лет посещал еврейскую школу, после чего перешел в старшую школу в Мидвуде.
В школе Аллен носил прозвище «Рыжий (Red)» из-за рыжего оттенка волос.
Когда меня отправили в многоконфессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий.
В. Аллен
Хотя потом на сцене и в своих фильмах он изображал себя как человека физически слабого и некомпанейского, в школе он отлично играл в бейсбол и баскетбол, показывал другим ученикам различные фокусы, и был окружён товарищами.
Чтобы заработать денег, он начал писать шутки для газетных колонок. В этот период он берет себе псевдоним Вуди Аллен. По его собственному утверждению, первая шутка Аллена была опубликована в разделе для сплетен. Она содержала труднопереводимую игру слов и дословно означала: «Вуди Аллен говорит, что поел в ресторане, где цены категории В. Ч. З. — выше человеческой зарплаты». Когда Аллену было шестнадцать лет, его талант «открыл» комик Милт Кэмен, который устроил начинающего писателя-юмориста в популярное шоу к Сиду Сизару.
По окончании старших классов Аллен поступает в Нью-Йоркский университет, где изучает курсы коммуникации и кинематографии. Аллен не отличался особым прилежанием, «провалил» кинематографию, и был через некоторое время исключён. Позже он непродолжительное время посещал Городской колледж Нью-Йорка.
В это время Аллен начинает активную деятельность в литературе, кино и на сцене.
Первой женой Аллена стала Харлин Розен, с которой они познакомились на любительском джазовом концерте, где Аллен играл на саксофоне, а Розен — на фортепиано. Они поженились 15 марта 1956 года в Голливуде, после чего переехали в Нью-Йорк, где Аллен работал над шутками для различных шоу, а его жена изучала философию. Этот брак продлился пять лет; последующие упоминания Аллена о нём всегда отличались большой едкостью. Уже после развода Розен подавала на Аллена в суд за некоторые из таких высказываний, оценивая свои претензии в 1 миллион долларов.
Со своей второй женой, актрисой Луизой Лассер, Вуди Аллен прожил в браке три года, с 1966 по 1969. Лассер сыграла в четырёх его фильмах («Хватай деньги и беги» (1969), «Бананы» (1971), «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972), «Воспоминания о звездной пыли» (1980)). После Лассер он не вступал в брак до 1997 года.
Отношения Вуди Аллена с Дайан Китон, начавшись с её появления в спектакле Аллена «Сыграй это снова, Сэм» в 1970, оказали существенное влияние на творчество режиссёра. Несмотря на то, что романтические отношения между Алленом и Китон были недолгими, их дружба и активное творческое сотрудничество продлились еще на многие годы. Дайан Китон снялась у Вуди Аллена в таких фильмах, как «Спящий» (1973), «Любовь и смерть» (1975), «Интерьеры» (1979), а позднее — в фильмах «Дни радио» (1987) и «Загадочное убийство на Манхэттене» (1993).
Благодаря Китон Вуди Аллен создал качественно новый для себя фильм «Энни Холл» (1977), который он сам считает «поворотной точкой» в развитии своего авторского стиля. Эта ироническая комедия была названа настоящим именем Дианы, или Энни, Холл, которая взяла себе псевдоним в честь знаменитого комика, и содержит довольно много эпизодов из биографии Дайан Китон и Вуди Аллена. «Энни Холл» получил восторженные отзывы критиков, очень тёплый приём у публики и почти рекордное количество различных премий.
Более подробно об этом — в разделах «Творчество» и «Международное признание».
В 1980 начались 12-летние отношения Аллена с актрисой Миа Фэрроу, которая сыграла главные роли в 13 его фильмах, среди которых необходимо отметить картины «Зелиг» (1983), «Пурпурная роза Каира» (1985), «Ханна и её сёстры» (1986). Они никогда не не были женаты, однако у них есть общий сын Ронан Шимус Фэрроу, а также двое приёмных детей: Мэлоун и Миша (Мозес) Фэрроу. «Развод» Вуди Аллена и Миа Фэрроу в 1992 сопровождался громким скандалом и судебными процессами, в результате которых Аллен был лишён возможности видеться с приёмными детьми, а встречи c сыном Ронаном были сильно ограничены.
Причиной разрыва с Миа Фэрроу стал роман Аллена с 22-летней Сун-Йи Превен, приёмной дочерью Фэрроу и её бывшего мужа Андре Превена. В 1997 году Сун-Йи Превен и Вуди Аллен поженились. В дальнейшем они также удочерили двух девочек, назвав их Бэчет и Мэнзи в честь джазовых музыкантов Сидни Бэчета и Мэнзи Джонсон.
После неудачи с Нью-Йоркским университетом и Колледжем он окончательно избирает работу по призванию, устроившись к юмористу Герберту Шрайнеру и сочиняя для него сценарии. С 1954 он пишет сценарии уже для популярных ТВ-программ «Шоу Эда Салливана», «Вечернее шоу», «Час Сизара» и многих других.
За это время его заработки выросли с 75$ в неделю у Шрайнера до 1500$ в неделю в «Часе Сизара». Аллен много работает вместе с опытным сценаристом ТВ-программ Дэнни Саймоном, братом известного драматурга Нила Саймона. Позднее Вуди Аллен выражал Д. Саймону признательность за помощь в создании собственного литературного стиля.
В 1961 году он появляется в новом амплуа, выступая в жанре «юмористической импровизации» (англ. Stand-up comedy), дебютировав в клубе «Дуплекс» в районе Гринвич Вилледж. (Фрагменты выступлений Аллена можно услышать на изданных альбомах «Standup Comic and Nightclub 1964—1968».) В это же время он начинает писать для популярного телешоу «Скрытая Камера» и появляется в нескольких эпизодах программы.
Добиваясь нужного впечатления от своих выступлений, Аллен стремится превратить свои личные слабости в выигрышные детали, развивая образ своего персонажа — интеллектуала и неврастеника. Как комик он быстро добивается успеха, часто появляется в ночных клубах и на телевидении. Параллельно Аллен пишет рассказы для разных изданий (среди них стоит отметить журнал «Нью-Йоркер»).
За свою литературную карьеру Аллен выпустил четыре сборника рассказов и пьес — «Сводя счёты» (1971), «Без перьев» (1975), «Побочные эффекты» (1980) и «Чистая анархия» (2007). На русском языке вышли сборники В. Аллена «Риверсайд Драйв. Пьесы» (2004), «Шутки Господа» (2005).
В 1966 году его пьеса «Не пейте эту воду», премьера которой состоялась 17 ноября 1966 года, сделала его одним из самых удачливых драматургов на Бродвее, выдержав впоследствии 598 представлений. В постановке принимали участие Лу Якоби, Кэй Медфорд, Анита Джиллетт и в дальнейшем не раз снимавшийся у Аллена Энтони Робертс. Киноверсия пьесы с участием Джеки Глисона, поставленная режиссёром Говардом Моррисом, была выпущена в прокат в 1969 году. В 1994 году Аллен сам поставил на телевидении третью версию этой пьесы с участием Майкла Джей Фокса и Майим Бьялик.
Следующим бродвейским хитом Вуди Аллена стала пьеса «Сыграй это снова, Сэм», в которой он также и сыграл. Премьера спектакля, в котором сыграли Дайан Китон и Энтони Робертс, состоялась 12 февраля 1969 года. Всего было показано 453 представления. Китон, Робертс и Аллен позже сыграют свои роли вновь уже в киноверсии пьесы. Пьеса была выдвинута на театральную премию «Тони» 1969 года в номинациях «Лучшая мужская роль» (Робертс), «Лучшая женская роль» (Китон), «Лучшая режиссёрская работа» (Джозеф Харди).
В 70-х Аллен написал несколько одноактных пьес (наиболее примечательные — «Бог» и «Смерть», вошедшие в сборник «Без перьев».
В 1981 году на Бродвее был поставлен спектакль по пьесе Аллена «Свет плавучего маяка», который имел успех у критиков, но не у публики. Несмотря на две номинации на «Тони» и победу в категории «Лучшая мужская роль», состоялось всего 62 представления.
После долгого перерыва Аллен вернулся в театр в 1995 году с одноактной пьесой «Централ Вест Парк».
Хотя в следующие восемь лет Аллен сам не принимал участие в сценических постановках, его произведения ставились на различных площадках мира: спектакль «Бог» шёл на сцене Бразильского культурного центра в Рио-де-Жанейро, в Италии и Франции сделаны театральные версии фильма «Пули над Бродвеем».
В 2003 году Аллен поставил по двум своим пьесам («Олд Сэйбрук» и «Риверсайд Драйв») спектакль «Уголок Автора», который имел успех у публики.
Вуди Аллен — большой поклонник классической и джазовой музыки, что заметно уже по звуковым дорожкам к его фильмам. О степени его увлеченности музыкой говорит то, что сам псевдоним он выбрал себе в честь американского джазового кларнетиста и саксофониста Вуди Хермана.
Кроме того, Аллен с юности играет на кларнете, и начиная приблизительно с конца 1960-х периодически выступает на разных концертных площадках (как правило, в клубах). Ансамбль Аллена «Нью Орлинз Джаз Бэнд» каждую неделю играет старомодный джаз в Карлайл-отеле в Нью-Йорке. В 1997 эта сторона деятельности Аллена была запечатлена в документальном фильме «Разгульный блюз (Wild Man Blues)», снятом Барбарой Копл. Вуди Аллен и «Нью Орлинз Джаз Бэнд» записали два альбома, «The Bunk Project» (1993) и саундтрек к «Разгульному блюзу» (1997). Летом 2008 они выступили на Монреальском джазовом фестивале.
О пристрастии Аллена к опере можно также судить по музыкальным фрагментам, которые режиссёр иногда включает в свои фильмы (например, сцена убийства в картине «Матч-пойнт»).
В июне 2007 директор Лос-Анджелесского оперного театра Пласидо Доминго объявил, что Вуди Аллен поставит в театре оперу Пуччини «Джанни Скикки», которая откроет сезон 2008—2009 годов. Данная работа должна стать для режиссёра своего рода «двойным дебютом», поскольку он не только никогда не делал оперные постановки, но даже никогда раньше не ставил чужие пьесы.
Как отмечают многие критики, творчество Аллена представляет собой образец «авторского кино»[1]. Как правило, он сам пишет сценарий, сам режиссирует и сам снимается в главной роли большинства своих фильмов. Аллен считается создателем жанра «интеллектуальной комедии», в котором серьёзность тем, затрагиваемых автором и персонажами, уживается с насмешливой, иронической формой. Аллен также известен как создатель глубоких психологических драм. В его творчестве ярко проявляется его знание литературы, музыки и кино. Каждый его фильм содержит скрытые или явные отсылки к фильмам великих предшественников и современиков, произведениям классической и современной литературы, а также массу намёков на последние события в обществе.
В разные периоды в творчестве Вуди Аллена преобладало разное настроение. В начале кинематографического пути Аллен был весёлым последователем традиций братьев Маркс и комедии абсурда. В конце 1970х, по выражению критика М.Брашинского, «в Аллена вселился Бергман»[2]. Аллен всегда преклонялся перед талантом шведского режиссёра, но в этот период в его фильмах особенно заметно влияние драматургии Бергмана и Стриндберга, а также Чехова. В это время появляются его «нью-йоркские картины» с их особым поэтическим настроением.
В дальнейшем он довольно долго не снимает чистых жанровых фильмов; в его драмах улыбка всегда присутствует, но это уже далеко не безудержный смех времён «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить». Только в 1990х он снимает ряд кинолент, которые можно определить как полновесные комедии. В некоторой степени разочаровав поклонников сложившегося стиля Вуди Аллена, они, тем не менее, привлекли массового зрителя. В 2000х годах Аллен начинает снимать в Европе (Великобритании и Испании), продемонстрировав новое изменение в авторском стиле.
Независимо от успехов его последних фильмов Аллен воспринимается публикой как один из классиков мирового кино, творческий вклад которого гарантирует ему место в истории кинематографа.
Первой работой Аллена в кино стал фильм «Что нового, кошечка?» (1965). Аллена привлек продюсер картины Чарльз Фельдман, поставив перед ним задачу доработать существующий сценарий фильма и переписать в нём главную мужскую роль, которую играл Уоррен Битти. Кроме того, Аллену была предоставлена и собственная маленькая роль. Однако в процессе переделки сценария Аллен существенно укрупнил свою роль за счет роли Битти. Когда Битти обнаружил, что получает роль второго плана, то есть совсем не то, на что рассчитывал, между ним и студией возник серьёзный конфликт, который разрешился к пользе Вуди Аллена. Студия сочла, что сценарий, созданный Алленом, гораздо выигрышнее первоначальной версии.
После этого Уоррен Битти вышел из проекта, взамен него на роль был приглашён Питер О`Тул, а прежде малоизвестный Вуди Аллен впервые показал себя фигурой, которая способна «выдавить» из фильма даже «звезду» и с которой стоит считаться. Однако Аллену пришлось еще и дальше дорабатывать сценарий, так как вместе с О`Тулом в картину пришёл Питер Селлерс, также большая «звезда» и требовательный артист, который добавил в фильм много собственных идей (не всегда разделявшихся Алленом).
В конечном итоге «Что нового, кошечка?» получилась вполне успешной эксцентрической комедией с отличным актёрским составом (кроме Селлерса, О`Тула и Аллена в фильме сыграли Роми Шнайдер, Капучине, Урсула Андресс и др.), где нашли применение и эротические шутки, и элементы пародии (например на «Восемь с половиной» Феллини и фильмы бондианы), и гэги в стиле немого кино.
Сразу после «Кошечки» Вуди Аллен попробовал свои силы в качестве режиссёра в скромном проекте под названием «Что случилось, тигровая лилия?», который вышел в 1966 году. Проект не был очень рискованным, так как Аллен не снимал полноценный новый фильм, а переозвучивал уже готовый японский шпионский боевик «Тайная международная полиция: Ключ от всех ключей» (Kokusai himitsu keisatsu: Kagi no kagi, 1965). Текст диалогов, сочинённых Алленом, не имел ничего общего с сюжетом фильма, и их сочетание оставляло комическое впечатление. Этот приём не был оригинален, так как достаточно широко применялся в то время на американском телевидении и был хорошо знаком Аллену (впоследствии он был использован ещё во множестве кинофильмов и телепередач в разных странах, стоит отметить итальянскую картину «Геркулес возвращается» или «переводы Гоблина» в России). Аллен изначально считал замысел фильма неудачным, и работал без особого энтузиазма, под давлением продюсера.
В 1967 году Аллен снова сотрудничает с Фельдманом в фильме «Казино „Рояль“», где сыграл эпизодическую роль и переписал несколько эпизодов.
Вуди Аллен остался недоволен всеми тремя фильмами, в создании которых участвовал. Приобретённый опыт привёл его к мысли, что делать фильмы ему нужно самому, контролируя весь процесс, при минимальном участии продюсеров.
Представляя свои фильмы на кинофестивалях, Аллен обычно не включает их в конкурсную программу, тем самым исключая возможность оценки картин со стороны жюри и получения премий. Он не посещает церемонии награждения премией «Оскар», даже когда на премию номинированы его собственные фильмы. Несмотря на это, Вуди Аллен удостоен многочисленных международных наград за режиссёрские и актёрские работы, а также сценарии. Почти каждый его фильм номинируется в нескольких категориях на премию «Оскар» и на другие. Премии неоднократно получали также актёры, участвовавшие в его постановках.
Некоторые факты о признании и наградах Вуди Аллена:
* В конце 1960-х Аллен был уже признан ведущим комедиографом американского экрана и достаточно популярен, чтобы поместить его фото на обложку авторитетного журнала «Лайф» (1969).
* В 1977 году картина Аллена «Энни Холл» получила четыре премии «Оскар», в том числе как лучший фильм.
* В 1978 году Аллен получил премию О`Генри за рассказ «Случай с Кугельмасом», опубликованный в журнале «Нью-Йоркер» годом ранее.
* Крупный бельгийский документалист Андре Дельво в 1980 снял картину «Вуди Аллену - из Европы с любовью».
* Дважды Аллену доставалась премия "Сезар" за лучший иностранный фильм: сначала в 1980 за «Манхэттен», затем в 1986 за «Пурпурную розу Каира». Еще семь его картин были номинированы на эту премию.
* «Пурпурная роза Каира» также получила «Золотой глобус» за лучший сценарий. Всего Аллен номинировался на эту премию десять раз в трех номинациях.
* На Венецианском фестивале (1995) Вуди Аллен получил «Золотого льва» за вклад в кинематографическое искусство.
* Годом спустя Аллен получил аналогичную премию от Режиссёрской гильдии США.
* В 2002 Аллен получил премию принца Астурийского, а вскоре в столице Астурии городе Овьедо была водружена статуя режиссёра в полный рост. [3]
* В том же году Аллен получил еще одну премию за общий вклад в кинематографию, на этот раз редкую «Пальмовую ветвь ветвей», вручаемую на Каннском кинофестивале. Помимо него, эта премия вручалась лишь в 1997 Ингмару Бергману.
* В 2005 году голосованием профессионалов, так или иначе работающих в жанре комедии, Аллену было отдано третье место среди лучших комиков всех времен (после Питера Кука и Джона Клиза). [4]
* В июне 2007 года барселонский Университет имени Помпеу Фабра избрал Вуди Аллена доктором философии honoris causa.
Фильмография
* 1950 — The Colgate Comedy Hour (телесериал) (сценарист)
* 1950 — Your Show of Shows (телесериал) (сценарист)
* 1954 — Час Сизара / Caesar’s Hour (телесериал) (сценарист)
* 1956 — Стэнли / Stanley (телесериал) (сценарист)
* 1958 — Шоу Гарри Мура / The Garry Moore Show (телесериал) (сценарист)
* 1960 — Скрытая камера / Candid Camera (телесериал) (сценарист)
* 1962 — The Laughmaker (сценарист)
* 1963 — Час Сизара /The Sid Caesar Show (телесериал) (сценарист)
* 1965 — Что нового, кошечка? / What’s New, Pussycat (сценарист, актёр)
* 1966 — Что случилось, тигровая лилия? / What’s Up, Tiger Lily? (сценарист, режиссёр)
* 1967 — Казино «Ройял» (Casino Royale) (сценарист, актёр)
* 1969 — Хватай деньги и беги / Take the Money and Run (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1969 — Не пейте эту воду / Don’t Drink the Water (сценарист)
* 1970 — Киска, киска, я люблю тебя / Pussycat, Pussycat, I Love You (сценарист)
* 1971 — Бананы / Bananas (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1971 — Men of Crisis: The Harvey Wallinger Story (телесериал) (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1972 — Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить / Everything You Always Wanted to Know About Sex * But Were Afraid to Ask (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1972 — Сыграй ещё раз, Сэм / Play It Again, Sam (сценарист, актёр)
* 1973 — Спящий / Sleeper (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1975 — Любовь и смерть / Love and Death (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1976 — Подставное лицо / The Front (актёр)
* 1977 — Энни Холл / Annie Hall (сценарист, режиссёр, актёр) — 4 премии Оскар
* 1978 — Интерьеры / Interiors (сценарист, режиссёр)
* 1979 — Манхэттен / Manhattan (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1980 — Воспоминания о «Звездной пыли» / Stardust Memories (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1982 — Комедия секса в летнюю ночь / A Midsummer Night’s Sex Comedy (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1983 — Зелиг / Zelig (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1984 — Бродвей Дэнни Роуз / Broadway Danny Rose (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1985 — Пурпурная роза Каира / The Purple Rose of Cairo (сценарист, режиссёр)
* 1986 — Ханна и её сестры / Hannah and Her Sisters (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1986 — Meetin' WA (сценарист)
* 1987 — Дни радио / Radio Days (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1987 — Сентябрь / September (сценарист, режиссёр)
* 1988 — Другая женщина / Another Woman (сценарист, режиссёр)
* 1989 — Нью-йоркские истории, новелла «Новый Эдип» / New York Stories: Oedipus Wrecks (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1989 — Преступления и проступки / Crimes and Misdemeanors (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1989 Somebody or The Rise and Fall of Philosophy (сценарист)
* 1990 — Элис / Alice (сценарист, режиссёр)
* 1991 — Сцены в магазине / Scenes From A Mall (актёр)
* 1992 — Мужья и жёны / Husbands and Wives (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1992 — Тени и туман / Shadows and Fog (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1993 — Загадочное убийство на Манхэттене / Manhattan Murder Mystery (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1994 — Пули над Бродвеем / Bullets Over Broadway (сценарист, режиссёр)
* 1994 — Не пейте эту воду /Don’t Drink the Water (телесериал) (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1995 — Великая Афродита / Mighty Aphrodite (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1996 — Все говорят, что я люблю тебя / Everyone Says I Love You (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1997 — Граф Меркьюри едет в пригород / Count Mercury Goes to the Suburbs (сценарист)
* 1997 — Разбирая Гарри / Deconstructing Harry (сценарист, режиссёр, актёр)
* 1998 — Муравей Антц / Antz (актёр — голос)
* 2000 — Самозванцы / The Impostors (актёр)
* 1998 — Знаменитость / Celebrity (сценарист, режиссёр)
* 1999 — Сладкий и гадкий / Sweet and Lowdown (сценарист, режиссёр)
* 2000 — Мелкие мошенники / Small Time Crooks (сценарист, режиссёр, актёр)
* 2000 — Свой парень / Company Man (актёр)
* 2000 — По кусочкам / Picking Up the Pieces (актёр)
* 2001 — Sounds From a Town I Love (телесериал) (сценарист, режиссёр)
* 2001 — The Concert for New York City (телесериал) (режиссёр)
* 2001 — Проклятие нефритового скорпиона / The Curse of the Jade Scorpion (сценарист, режиссёр, актёр)
* 2002 — Голливудский финал / Hollywood Ending (сценарист, режиссёр, актёр)
* 2003 — Кое-что ещё / Anything Else (сценарист, режиссёр, актёр)
* 2004 — Почему мужчины не женятся / Why men shouldn’t marry (актёр)
* 2004 — Мелинда и Мелинда / Melinda and Melinda (сценарист, режиссёр)
* 2005 — Матч-пойнт / Match Point (сценарист, режиссёр)
* 2006 — Сенсация / Scoop (сценарист, режиссёр, актёр)
* 2007 — Мечта Кассандры / Cassandra’s Dream (сценарист, режиссёр)
* 2008 — Викки Кристина Барселона / Vicky Christina Barcelona (сценарист, режиссёр)