Микела́нджело Антонио́ни (29 сентября 1912, Феррара — 30 июля 2007, Рим) — известный итальянский кинорежиссёр, сценарист.
Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в городе Феррара (Италия). Антониони окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, одновременно рисовал, а также писал критические статьи для местной газеты. В 1939 году приехал в Рим, сотрудничал с журналами «Cinema» и «Bianco e nero» став одим из теоретиков неореализма, учился режиссёрскому мастерству в киношколе. В 1942 году он был режиссёром-стажёром у Марселя Карне на съёмках фильма «Вечерние посетители». Режиссёрским дебютом Антониони стала документальная картина «Люди с реки По», а первый его игровой фильм «Хроника одной любви» вышел в 1950 году. Затем он снял ещё несколько картин, принесшие ему известность — «Дама без камелий», «Подруги», «Крик». Признание же и широкая известность пришли к режиссёру в 1960-х годах, после фильмов «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых играла муза Антониони тех лет Моника Витти. Все картины были связаны стилистически и тематически: в черно-белых пейзажах и интерьерах разыгрывались судьбы красивых людей (Марчелло Мастрояни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро), погруженных в эйфорию свободных 60-х.
Начиная с «Красной пустыни», Антониони перешел на цветную пленку, и она, конечно, дала ему новые огромные возможности. Но многие поклонники его фильмов впоследствии жалели о его отказе от черно-белого кино. На гребне этого успеха Антониони поставил в 1966 году в Великобритании фильм «Блоу-ап» («Фотоувеличение»), удостоенный главного приза на Каннском кинофестивале. Интерес зрителей и критики вызвали его картины «Забриски-пойнт» (1970) и «Профессия: репортер» (1975). Одной из последних работ Микеланджело Антониони, названного французской критикой «поэтом отчуждения и некоммуникабельности», стала лента «За облаками» — четыре драматические новеллы, снятые режиссером по своей книге. В работе над этим фильмом также принял участие Вим Вендерс.
В центре внимания фильмов Антониони были проблемы современного общества: духовное омертвение, эмонациональная усталость, одиночество людей.
Микеланджело Антониони скончался в возрасте 94 лет 30 июля 2007 года.
Для режиссёра свойственны долгие тихие кадры, пронизанные внутренним светом, небольшое количество диалогов, часто с ключевым для понимания фильма смыслом. В мире человеческих отношений Антониони интересуют проблемы одиночества человека, отрешённости людей друг от друга, даже во влюблённости. Но в целом охарактеризовать дух и идею его фильмов очень сложно, так как из-за особой поэтичности режиссёрского стиля всегда возникает чувство, что Антониони сумел сказать больше, чем показал. Это чувство непроявленной глубины изнутри наполняет его фильмы странной пустотой, гулкостью и даже мрачностью — при внешней солнечности и невозмутимости.